Блоги

Все будет "Пока-Екэ" или Принцип нулевой ошибки

Правило №1

Наборы для самостоятельной постройки проектируются таким образом, чтобы работу по сборке можно было выполнить только одним правильным способом, исключая промахи из-за забывчивости, случайной перестановки, перепутывания, ложной интерпретации, заблуждений, незнания или невнимательности.

Способы защиты делятся на три уровня. Мы применяем 3-й, самый высший - конструкционную защиту (пример — изделие имеет такую конструкцию, что установить или собрать его непредусмотренным образом невозможно)


Одним из частных случаев применения принципа Poka-yoke (Принцип нулевой ошибки, англ. Zero defects), при изготовлении наборов для самостоятельной постройки, является нанесение марок (рисок) на заготовки обшивки корпуса в местах установки шпангоутов или переборок. 

На прилагаемых фото - марки нанесенные на заготовки днища набора швертбота Argie-15. Марки наносятся на поверхности из которых построена 3D-модель и только после этого поверхности разворачиваются на плоскость. Таким образом, если мы соберем все детали корпуса по маркам, мы восстановим идеальную компьютерную модель.

Правило №2

Обводы корпуса необходимо проектировать с учетом тoгo, что фанеру нельзя изогнуть по сложной поверхности — с двойной кривизной. Фанера свободно изгибается только по простым линейчатым поверхностям — цилиндрической и конической, но отнюдь не по сферической. Следовательно, корпуса судов, предназначенные для обшивки листами фанеры, должны состоять из частей  поверхности цилиндров, конусов или их комбинаций. Такие поверхности называются разворачивающимися на плоскость.

Примером грамотно спроектированных обводов корпуса лодки может служить факт сходимость пяти поверхностей обшивки корпуса точно по внутренней кромке фанерных листов. Поверхность компьютерной модели выглажена и развернута на плоскость Александром Алексановым (компания Marine Software Integration, Norway) в Shape Maker - уникальном программном средстве для моделирования поверхности корабля.


Правило №3

Использование шаблонов или кондукторов для сборки деталей корпуса без предварительной разметки и применения измерительного инструмента также позволяет снизить число возможных ошибок. Так, например, устанавливается подмачтовая банка швертбота Оптимист с помощью кондуктора, задающего положение банки от швертколодца, в соответствии с Правилами обмера класса.


Самостоятельная постройка швертботов "Оптимист"

Шаг первый

упаковка набора швертбота оптимиступаковка набора швертбота оптимист крупноНаборы прибыли к месту сборки. Листы фанеры, общим весом 40-50 кг., упаковываются в полиэтиленовый рукав, предохраняющий фанеру от атмосферных осадков во время перевозки и процесса погрузки\выгрузки. Для большей надежности в транспортной компании делают единую жесткую обрешетку для предотвращения механических повреждений. С этой же целью детали швертбота не выпиливаются полностью из листа. Остаются перемычки - табы, удерживающие детали в листе.

Шаг второй

вырезанные детали набора швертбота оптимистдетали набора швертбота оптимист с планиширемВырезаются детали корпуса из листов. Перемычки можно выпиливать электрическим лобзиком или просто ручной ножовкой. Все вырезанные детали промаркированы. Ориентируясь на маркировку, можно с помощью Руководства по самостоятельной постройке безошибочно и достаточно просто собрать корпус швертбота Оптимист.